|
Легализация сертификатов резидентства, выданных странами-участницами Кишиневской и Минской Конвенции
|
|
#1 Вт Сен 03, 2013 15:18:07 Сказали Спасибо❤
|
|
|
Цитата: |
Письмо Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 7 июня 2013 года № НК-13-55-4256
Налоговым департаментам
по областям, гг. Астана и Алматы
К письмам: НД г. Алматы № НД-06-08-11973 от 07.10.2011 г.,
№ НД-07-02-16738 от 22.11.2011 г.,
НД по Костанайской обл. № СД-КББ-05/10226 от 25.12.2011 г.
Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан в связи с поступающими вопросами относительно распространения норм Конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», заключенной Государствами-членами в г. Кишиневе от 07.10.2002 г., и ратифицированной Законом РК от 10 марта 2004 года № 531 (далее - Кишиневская Конвенция), на налоговые отношения, сообщает следующее.
Нормы Налогового кодекса регулируют вопросы применения положений международного договора об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения доходов или имущества (капитала), одной из сторон которого является Республика Казахстан, в частности, они направлены на реализацию положений Конвенции об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения доходов или имущества (капитала).
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 212 Кодекса «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Кодекс) налоговый агент имеет право самостоятельно применить освобождение от налогообложения при выплате дохода нерезиденту или при отнесении начисленного, но не выплаченного дохода нерезидента на вычеты, если такой нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор. Международный договор применяется при условии представления нерезидентом налоговому агенту документа, подтверждающего резидентство, соответствующего требованиям пунктов 4 и 5 статьи 219 Кодекса.
Согласно пунктам 4, 5 статьи 219 Кодекса документ, подтверждающий резидентство нерезидента, представляет собой официальный документ, подтверждающий, что нерезидент - получатель дохода является резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор. Документ, подтверждающий резидентство нерезидента, заверяется компетентным органом иностранного государства, резидентом которого является нерезидент - получатель дохода.
Если иное не установлено данным пунктом или международным договором, участником которого является Республика Казахстан, подпись и печать органа, заверившего документ, подтверждающий резидентство нерезидента, а также подпись и печать иностранного нотариуса в случае нотариального засвидетельствования копии документов, указанных в подпунктах 1), 2) и 4) пункта 1 данной статьи, подлежат дипломатической или консульской легализации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Принимая во внимание указанные положения Кодекса, вопросы, связанные с подтверждением резидентства для целей налогообложения, будут регулироваться в рамках налогового законодательства или международного договора, затрагивающего вопросы налогообложения и ратифицированного Республикой Казахстан.
В свою очередь, положения Кишиневской Конвенции предусматривают, что она заключена между Договаривающимися сторонами исходя из стремления обеспечить гражданам каждой из Договаривающихся Сторон и другим лицам, проживающим на ее территории, надежную правовую защиту их личных, имущественных и неимущественных прав на территориях всех Договаривающихся Сторон, придавая важное значение развитию сотрудничества в области оказания учреждениями юстиции правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.
Согласно пункту 3 статьи 1 Кишиневской Конвенции термин «гражданские дела», употребляемый в данной Конвенции, включает в себя также дела, касающиеся разрешения экономических споров.
Статьей 12 Кишиневской Конвенции предусмотрено, что документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон выданы или засвидетельствованы компетентным учреждением либо специально на то уполномоченным лицом в пределах его компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях всех других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов.
Следовательно, нормы Кишиневской Конвенции применимы только в рамках правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.
В связи с чем, применение положений статьи 212 Налогового кодекса на основании представленной копии сертификата резидентства, заверенной нотариусом иностранного государства, неправомерно без проведения соответствующей легализации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Заместитель председателя Т. Ботаканова |
Добавлено спустя 2 минуты 41 секунду:
Имеется вот такое письмо-ответ в адрес НК МФ РК
Цитата: |
№364-07/13 от 30.07.2013 Легализация сертификатов резидентства
Налоговый комитет
Министерства финансов
Республики Казахстан
Ассоциация налогоплательщиков Казахстана (далее – АНК), в связи с обращениями налогоплательщиков, просит разъяснить вопрос касательно легализации сертификатов резидентства.
Согласно письму Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан №НК-13-55-4256 от 07 июня 2013 года (далее – Письмо) нормы Конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», заключенной Государствами-членами в г. Кишинев от 07.10.2002 г., и ратифицированной Законом РК от 10 марта 2004 года № 531 (далее - Кишиневская Конвенция), применимы только в рамках правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. В связи с чем, применение положений статьи 212 Кодекса «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – Налоговый Кодекс) на основании представленной копии сертификата резидентства, заверенной нотариусом иностранного государства – члена Кишиневской Конвенции, неправомерно без проведения соответствующей легализации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Следует отметить, что Письмо вызвало бурную дискуссию среди членов АНК, и большинство налогоплательщиков не согласны с выводами и заключениями, содержащимися в Письме.
Ниже приводим обоснование позиции налогоплательщиков о применимости Кишиневской Конвенции и Минской Конвенции[1] к форме сертификатов резидентства.
1. В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Налогового Кодекса, если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Налоговом Кодексе, применяются правила указанного договора.
Пунктом 2 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 27 февраля 2013 года № 1 «О судебной практике применения налогового законодательства» (далее – Нормативное постановление) предусмотрена аналогичная норма, с некоторыми дополнениями. А именно, если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Налоговом кодексе, применяются правила указанного договора (пункт 5 статьи 2 Налогового кодекса). В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Конституции Республики Казахстан такие договоры применяются непосредственно, кроме случаев, когда из договора следует, что для его применения требуется издание закона.
При этом ни Налоговым Кодексом, ни Нормативным постановлением не предусмотрены оговорки о том, что международный договор, подлежащий применению, должен регулировать налоговые правоотношения.
Таким образом, исходя из буквального толкования пункта 5 статьи 2 Налогового Кодекса и пункта 2 Нормативного постановления, налогоплательщики вправе не легализовать сертификаты резидентства выданные налоговыми органами государств – участниц Кишиневской Конвенции и Минской Конвенции.
Кроме того, считаем неправомерным делать вывод о неприменимости Кишиневской Конвенции только на основании ее преамбулы.
Во-первых, из преамбулы не следует, что Кишиневская Конвенция применяется только к гражданским, семейным и уголовным делам. В ней лишь говорится, что стороны придают «важное значение развитию сотрудничества в области оказания учреждениями юстиции правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам».
Во-вторых, в преамбуле сказано, что стороны стремятся обеспечить надежную правовую защиту имущественных и неимущественных прав граждан и юридических лиц на территориях всех сторон. Освобождение от легализации сертификата резидентства направлено, в том числе, на защиту имущественных и неимущественных интересов граждан и юридических лиц. Такое освобождение экономит для граждан и юридических лиц значительное количество времени и затрат, требуемых при соблюдении процедуры легализации.
В-третьих, если бы намерением сторон Кишиневской Конвенции было ограничение действия ст. 12 только документами, относящимися к гражданским, семейным или уголовным делам, данная статья содержала бы прямое указание на это. Большинство других положений Кишиневской Конвенции о тех или иных документах содержат указание на характер данных документов. Поскольку такое указание в ст. 12 отсутствует, она распространяется на все документы, выданные компетентными учреждениями.
Кроме того, важно отметить, что ст. 12 говорит о документах, выданных компетентными учреждениями. При этом она не говорит о документах, выданных учреждениями юстиции, которые определены в статье 1 как «учреждения других Договаривающихся Сторон, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела». Таким образом, ст. 12 явно распространяется на все документы, а не только на те, которые относятся к гражданским, семейным или уголовным делам.
2. В Письме указано, что «Принимая во внимание указанные положения Кодекса, вопросы связанные с подтверждением резидентства для целей налогообложения, будут регулироваться в рамках налогового законодательства или международного договора, затрагивающего вопросы налогообложения и ратифицированного Республикой Казахстан».
При этом, как следует из содержания Письма Кишиневская конвенция не затрагивает вопросы налогообложения.
В свою очередь, налогоплательщики отмечают, что и Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (г. Гаага, 5 октября 1961 года)[2], (далее – Гаагская конвенция) не затрагивает вопросы налогообложения.
Таким образом, можно сделать вывод, что если сертификаты резидентства представлены налоговыми органами – стран участниц Гаагской конвенции, то данные сертификаты резидентства также подлежат легализации, иными словами, сертификат резидентства с апостилем не будет рассматриваться как надлежаще оформленным сертификатом резидентства налоговыми органами Республики Казахстан.
Единственными международными договорами, непосредственно регулирующими налоговые правоотношения, являются международные договоры об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения доходов и имущества (далее – Конвенция об избежании двойного налогообложения).
Но, ни одна из Конвенций об избежании двойного налогообложения, участницей которых является Республика Казахстан, не регулирует вопросы оформления сертификатов резидентства.
Следует вывод, что ни один международный договор, будь то Конвенция об избежании двойного налогообложения, либо иной другой международный договор, не регулирует вопросы оформления сертификатов резидентства.
Соответственно, возникает вопрос, для чего в пункт 5 статьи 219 Налогового Кодекса вносились изменения, касательно возможности применения международных договоров к порядку оформления сертификатов резидентства.
3. 17 марта 2010 года состоялось заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ, на котором был рассмотрен вопрос о правилах администрирования соглашений об избежании двойного налогообложения в государствах – участниках СНГ.
По результатам данного заседания был выпущен информационно-аналитический сборник (приложение к п.2 протокола № 3 (152) заседания Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ от 17 марта 2010 года), (далее – Сборник). Источник http://www.nalog.ru/html/docs/pravila_08072011.pdf
В Сборнике говорится о том, что в целом в государствах – участниках СНГ нет существенных различий по администрированию соглашений, которые бы отличали порядок их применения от общепринятых подходов. Вместе с тем имеют место особенности, сформированные практикой каждой из налоговых администраций. Для выяснения требований порядка налогообложения при международных сделках налоговые органы государств находятся в постоянном контакте друг с другом.
В связи с этим на повестку дня был поставлен вопрос о целесообразности соединения в единый документ нормативных предписаний, регламентирующих администрирование соглашений, изданных всеми государствами – участниками СНГ. За ряд лет государства наработали определенную практику, ввели национальные правила и процедуры, относящиеся к применению соглашений. Данные обстоятельства обусловили заинтересованность всех налоговых администраций в формировании информационного сборника по данной тематике, в который должна войти информация об условиях применения соглашений в государствах – участниках СНГ, образцы справок и документов, необходимых для получения преференций соглашений, подтверждения сумм налогов, уплаченных за рубежом, требования по заполнению и условия представления документов.
Все эти сведения необходимы для информирования налогоплательщиков о требованиях, предъявляемых государствами – участниками СНГ к иностранным организациям и гражданам, получающим доходы и владеющим имуществом на их территории для устранения двойного налогообложения.
В пункте 6 Сборника рассматривается вопрос о том, требуется ли легализация (апостилизация и т.п.) подтверждения налогового резидентства, заверенного подписью налоговой службы иностранного государства.
Азербайджанская Республика, Российская Федерация, Украина ссылаясь на Кишиневскую конвенцию утверждают о том, что документ подтверждающий налоговое резидентство, исходящий из стран – участниц Кишиневской конвенции легализации не подлежат.
Некоторые страны (Республика Армения, Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Республика Молдова) заявляют об отсутствии необходимости легализации, не делая прямой ссылки на Кишиневскую конвенцию. Но, в силу того, что Сборник подготовлен руководителями налоговых служб стран СНГ, мы предполагаем, что данные страны заявляют об отсутствии необходимости легализации именно ввиду наличия Кишиневской конвенции.
Единственным государством СНГ, требующим легализации подтверждения налогового резидентства, является Республика Таджикистан.
Республика Казахстан, выразила свою позицию следующим образом, цитируем: «В случае если нерезидент-заявитель является резидентом государства – участника Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 07 октября 2002 года, то в соответствии со статьей 12 данной Конвенции осуществление дипломатической или консульской легализации подписи и печати органа, заверившего резидентство нерезидента и иностранного нотариуса в случае представления нотариально засвидетельствованной копии документа, подтверждающего резиденства, не требуется.» (стр.19).
Данная позиция Республики Казахстан имеет огромное значение в контексте соблюдения Венской конвенции «О праве международных договоров» от 23 мая 1969г. (вступила в силу для РК 4 февраля 1994г.). Данная конвенция регулирует правила толкования международных договоров. В пункте 3 ст. 31 конвенции говорится, что при толковании положений международного договора учитываются:
a) любое последующее соглашение между участниками относительно толкования договора или применения его положений;
b) последующая практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования.
Из упомянутого выше заседания Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ, а также из разъяснений налоговых органов различных стран СНГ (см. ниже) явно следует, что между Республикой Казахстан и другими странами СНГ были выработаны соглашение и практика применения Кишиневской Конвенции таким образом, что сертификаты резидентства не подлежат легализации. Следовательно, в силу положений ст. 31 Венской конвенции «О праве международных договоров» Кишиневская Конвенция должна толковаться именно таким образом. Отступление от данной практики будет означать нарушение Республикой Казахстан взятых на себя международных обязательств по Кишиневской Конвенции и может повлечь споры с другими договаривающимися странами Кишиневской Конвенции.
4. Существуют разъяснения официальных органов государств СНГ, в каких случаях легализация (апостилирование) не требуются. В частности, согласно письму Управления Федеральной Налоговой Службы по г.Москва от 9 июня 2009 г., № 16-15/058821: «…В рамках статьи 3 Гаагской конвенции Минфин России, в том числе, в лице уполномоченного представителя (ФНС России), на взаимной основе согласовал с компетентными органами (их уполномоченными представителями) ряда иностранных государств процедуру принятия официальных сертификатов, подтверждающих постоянное местопребывание (резидентство) без легализации или апостилирования. К таким государствам относятся Республика Беларусь, Республика Украина, Республика Молдова, Республика Казахстан…» (письмо ФНС России прилагается). Следует отметить, что информационная база ФНС России содержит полный список государств, с которыми достигнута договоренность о принятии документов, подтверждающих налоговое резидентство без апостиля или консульской легализации, который включает, в том числе, и Республику Казахстан (перечень прилагается).
Также есть разъяснения Украины относительно справок налогового резидентства, согласно которым, справки о статусе налогового резидентства, выданные налоговыми органами Казахстана, принимаются на территории Украины без какого-либо дополнительного удостоверения (без легализации и удостоверения апостилем) на основании договоров Украины о правовых отношениях и правовой помощи в гражданских и уголовных делах.
Немаловажным является тот факт, что некоторые налогоплательщики вели переговоры со своими партнерами из Российской Федерации, а также обращались в Министерство Юстиции Российской Федерации по вопросу апостилирования сертификатов резидентства, на что был получен ответ, согласно которому, требование апостилирования, как упрощенной формы легализации документов, является незаконным для стран-участниц Минской Конвенции, исходя из норм статьи 13 названной конвенции. Статья 13 «Действительность документов» Минской Конвенции гласит:
«1. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения.
2. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов.».
5. По мнению представителей Министерства Юстиции Российской Федерации, положения пунктов 1 и 2 статьи 13 Минской Конвенции следует понимать таким образом, что договаривающиеся страны в правовых отношениях между собой не выдвигают требований по легализации документов, а штамп и подпись нотариуса являются достаточным основанием для придания документу легитимности.
6. Пункт 5 статьи 219 Налогового Кодекса до 01 января 2013 года действовал в следующей редакции: «5. Подпись и печать органа, заверившего документ, подтверждающий резидентство нерезидента, а также подпись и печать иностранного нотариуса в случае нотариального засвидетельствования копии документов, указанных в подпунктах 1), 2) и 4) пункта 1 настоящей статьи, подлежат дипломатической или консульской легализации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, либо апостилированию в соответствии с международным договором Республики Казахстан.»
Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений
в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» от 26 декабря 2012 года, пункт 5 статьи 219 Налогового Кодекса был изменен, и изложен в следующей редакции: «Если иное не установлено настоящим пунктом или международным договором, участником которого является Республика Казахстан, подпись и печать органа, заверившего документ, подтверждающий резидентство нерезидента, а также подпись и печать иностранного нотариуса в случае нотариального засвидетельствования копии документов, указанных в подпунктах 1), 2) и 4) пункта 1 настоящей статьи, подлежат дипломатической или консульской легализации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. В случае если в рамках международного договора уполномоченный орган и компетентный орган иностранного государства придут к взаимному соглашению, предусматривающему иной порядок легализации документов, подтверждающих резидентство, то применяется указанный порядок.»
Изменения в пункт 5 статьи 219 Налогового Кодекса, были продиктованы необходимостью уточнения его редакции, т.к. международными договорами, участником которых является Республика Казахстан, установлены различные требования к легализации официальных документов.
В частности Гаагской конвенцией, процедура консульской легализации заменена на проставление апостиля, а Кишиневская и Минская Конвенции отменяют какую-либо легализацию вообще.
Таким образом, применив так называемое «историческое толкование» нормы изложенной в пункте 5 статьи 219 Налогового Кодекса, налогоплательщики приходят к выводу о том, что на основе Кишиневской и Минской Конвенций налогоплательщики вправе не легализовать сертификаты резидентства исходящие из стран – участниц Кишиневской и Минской Конвенций.
Учитывая, что налоговые органы, вплоть до апреля текущего года, осуществляли возврат подоходного налога, удержанного у источника выплаты, с условного банковского вклада нерезидентам государств ближнего зарубежья (России, Украины) на основании сертификата резидентства без проставления апостиля, налогоплательщикам непонятно изменение позиции Налогового Комитета Министерства Финансов по данному вопросу (см. письмо Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 16 апреля 2005 года № НК-УМН-3-16/3450).
На основании вышеизложенного, налогоплательщики не согласны с позицией Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан, и просят Вас пересмотреть содержание Письма. |
Информация на данный момент - НК МФ РК направил в АНК письмо о том, что вопрос требует изучения, в связи с этим, ответ будет направлен дополнительно.
Добавлено спустя 2 минуты 22 секунды:
Всем налогоплательщикам, которые работают с нерезидентами из стран СНГ - данная информация к сведению.
И рекомендация - используя аргументы письма-ответа - делать запросы в свои НК для дачи разъяснений.
|
|
За помощь кликните ′Спасибо′ →
|
|
|
|
#2 Вт Сен 03, 2013 16:24:42
|
|
|
Спасибо за информацию. Ждем ответ НК МФ РК. Странно, что за 3 месяца после выхода первого письма уведомлениями еще не засыпали всех. Приятно удивила работа АНК.
|
|
За помощь кликните ′Спасибо′ →
|
|
|
|
|
За помощь кликните ′Спасибо′ →
|
|
|
|
|
За помощь кликните ′Спасибо′ →
|
|
|
|
#5 Ср Окт 09, 2013 09:38:33 Сказали Спасибо❤
|
|
|
A.Vail, ответ придется видимо ждать долго:
Цитата: |
Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан (далее - НК
МФ РК), рассмотрев Ваше письмо от 30 июля 2013 года №364-07/13
касательно применения норм Конвенции о
правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и
уголовным делам, заключенной государствами-членами в г.Кишинев 7 октября
2002 года, сообщает, что по данному вопросу НК МФ РК направлены запросы
в иностранные государства, являющиеся участниками указанной конвенции.
В связи с чем, ответ по вышеуказанному вопросу будет представлен Вам
после получения ответов на запросы.
|
|
|
За помощь кликните ′Спасибо′ →
|
|
|
|
#6 Ср Окт 09, 2013 13:23:30
|
|
|
Омарова Д.М.,
Спасибо за ценную информацию.
Видимо в сентябре , я пропустила данное сообщение.
Приятно отметить обстоятельные аргументы АНК.
Года три назад работала с нерезидентами и помню сертификаты резиденства с Апостелями.
|
|
За помощь кликните ′Спасибо′ →
|
|
|
|
#7 Сб Окт 12, 2013 16:12:59
|
|
|
Здравствуйте! Прошу поделиться мнением!
НУ по г.Усть-Каменогорск вернуло оригинал сертификата резидентства налогоплательщика Республики Беларусь (сданным мною вместе с ф.101.04) по причине необходимости его (сертификата) консульской легализации. Разве между РК и Беларусью не действует больше международный договор об избежании двойного налогообложения? Гаагская и Кишиневская конвенции? и сертификат действительно нужно легализовывать??
|
|
За помощь кликните ′Спасибо′ →
|
|
|
|
|
За помощь кликните ′Спасибо′ →
|
|
|
|
|
За помощь кликните ′Спасибо′ →
|
|
|
|
#10 Чт Окт 24, 2013 18:38:30
|
|
|
Сегодня в НУ отчитывался по очередному ежегодному уведомлению-камералке за правильность исчисления КПН за нерезидентов за 2012 г. Вопросов по легализации справок российских компаний, по крайней мере сразу, не было. Хотя с документами инспектор еще будет работать, но именно эти справки были сразу просмотрены и вопрос был только о предоставлении их нотариально заверенных копий.
|
|
За помощь кликните ′Спасибо′ →
|
|
|
|
#11 Чт Окт 24, 2013 18:55:50
|
|
|
A.Vail говорит: |
вопрос был только о предоставлении их нотариально заверенных копий.
|
Я правильно поняла, что НК просит предоставить им справку от российских компаний нотариально заверенную нашим нотариатом?
|
|
За помощь кликните ′Спасибо′ →
|
|
|
|
#12 Чт Окт 24, 2013 19:10:28
|
|
|
angel051054, да. Проверяют 2012 год, а тогда еще в ст. 212 НК было такое требование. Инспектор сразу спросила предоставлялись ли такие справки ранее в 2012 г., сама же открыла что-то у себя в компьютере, посмотрела, сказала "да", посмотрела незаверенные копии в моем ответе на уведомление и перешла к другим вопросам.
|
|
За помощь кликните ′Спасибо′ →
|
|
|
|
|
За помощь кликните ′Спасибо′ →
|
|
|
|
|
За помощь кликните ′Спасибо′ →
|
|
|
|
#15 Вт Ноя 19, 2013 14:50:54
|
|
|
Serikpaeyva A, законодательство по этому вопросу не менялось, поэтому необходимость апостилирования одинакова как для 2013 г., так и для предыдущих лет. Вопрос нужна ли она при действующем законодательстве вообще. Налоговики с официальным ответом все молчат, но и налогоплательщиков по этому поводу не "трясут".
|
|
За помощь кликните ′Спасибо′ →
|
|
|
|
#16 Пн Янв 13, 2014 09:44:26
|
|
|
Ответ НК МФ РК в адрес АНК
Цитата: |
На основании вышеизложенного считаем, что нормы Кишиневской (Минской) конвенции применимы при представлении нерезидентами документов, выданных компетентными органами, без осуществления дипломатической или консульской легализации (проставления апостиля) в рамках правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам и не применяются к налоговым правоотношениям.
Таким образом, налогоплательщик (налоговый агент) не вправе применять положения статей 212-215 Налогового кодекса на основании сертификата резидентства, без проведения соответствующей легализации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. |
|
|
За помощь кликните ′Спасибо′ →
|
|
|
|
#17 Пн Янв 13, 2014 16:12:50
|
|
|
Прошу прощения за неразрешенную ссылку на сторонний ресурс.
Письмо НК МФ РК № НК-13-ЮЛ-Е-883-НК-17 от 08.01.2014 г. говорит: |
Ассоциация налогоплательщиков Казахстана
Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан, рассмотрев Ваши письма от 30.07.2013 г. № 364-07/13 и от 3.09.2013 г. № 428-09/13, сообщает следующее.
В соответствии со статьями 212, 212-1, 212-2, 213, 214, 215 Налогового кодекса налогоплательщик (налоговый агент) имеет право самостоятельно применить освобождение или сниженную ставку налога, предусмотренную соответствующим международным договором, при условии, если нерезидент является окончательным (фактическим) получателем дохода и является резидентом страны, с которой заключен международный договор. Международный договор применяется при условии представления нерезидентом налоговому агенту документа, подтверждающего резидентство, соответствующего требованиям пунктов 4 и 5 статьи 219 Налогового кодекса.
Согласно пунктам 4, 5 статьи 219 Налогового кодекса документ, подтверждающий резидентство нерезидента, представляет собой официальный документ, подтверждающий, что нерезидент - получатель дохода является резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор. Документ, подтверждающий резидентство нерезидента, заверяется компетентным органом иностранного государства, резидентом которого является нерезидент - получатель дохода.
Если иное не установлено данным пунктом или международным договором, участником которого является Республика Казахстан, подпись и печать органа, заверившего документ, подтверждающий резидентство нерезидента, а также подпись и печать иностранного нотариуса в случае нотариального засвидетельствования копии документов, указанных в подпунктах 1), 2) и 4) пункта 1 данной статьи, подлежат дипломатической или консульской легализации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
При этом резидент иностранного государства, являющегося участником Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (г. Гаага, 5 октября 1961 года) (далее - Гаагская конвенция), вправе в отношении легализации подписи и печати компетентного органа иностранного государства, выдавшего документ, применить положения Гаагской конвенции.
В соответствии со статьей 3 Гаагской конвенции, единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного ст.4 Гаагской конвенции апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.
Согласно статье 5 Гаагской конвенции, апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ.
В свою очередь, положения Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной государствами-членами в г. Кишинев 07.10.2002 г. и ратифицированной Законом РК от 10 марта 2004 года № 531 и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, от 22 января 1993 г.) и ратифицированной постановлением ВС РК от 31 марта 1993 года № 2055-XII, предусматривают, что она заключена между Договаривающимися сторонами исходя из стремления обеспечить гражданам каждой из Договаривающихся Сторон и другим лицам, проживающим на ее территории, надежную правовую защиту их личных, имущественных и неимущественных прав на территориях всех Договаривающихся Сторон, придавая важное значение развитию сотрудничества в области оказания учреждениями юстиции правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.
Согласно пункту 3 статьи 1 Кишиневской конвенции термин «гражданские дела», употребляемый в Конвенции, включает в себя также дела, касающиеся разрешения экономических споров.
Статьей 12 Кишиневской конвенции и статьей 13 Минской конвенции предусмотрено, что документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон выданы или засвидетельствованы компетентным учреждением либо специально на то уполномоченным лицом в пределах его компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях всех других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов.
Указанная позиция подтверждается также перечнем (ст. 5 Кишиневской конвенции) центральных, территориальных и других органов, уполномоченных на осуществление непосредственных сношений. В целях реализации ст. 5 Кишиневской конвенции Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2004 года № 1453 определен перечень центральных и иных государственных органов Республики Казахстан, уполномоченных на выполнение положений указанной Конвенции. При этом указанный перечень включает: Министерство юстиции Республики Казахстан, Министерство внутренних дел Республики Казахстан, Министерство обороны Республики Казахстан, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, Министерство финансов Республики Казахстан - по запросам государственных органов и ходатайствам граждан, связанным с выплатой задолженности юридическими лицами, в отношении которых возбуждено конкурсное производство об их несостоятельности, Комитет информации и архивов Министерства культуры и информации Республики Казахстан, Генеральная прокуратура Республики Казахстан, Комитет национальной безопасности Республики Казахстан, Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция).
На основании вышеизложенного считаем, что нормы Кишиневской (Минской) конвенции применимы при представлении нерезидентами документов, выданных компетентными органами, без осуществления дипломатической или консульской легализации (проставления апостиля) в рамках правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам и не применяются к налоговым правоотношениям.
Таким образом, налогоплательщик (налоговый агент) не вправе применять положения статей 212 - 215 Налогового кодекса на основании сертификата резидентства, без проведения соответствующей легализации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
При этом в соответствии с п.5 ст. 219 Налогового кодекса в случае если в рамках международного договора уполномоченный орган и компетентный орган иностранного государства придут к взаимному соглашению, предусматривающему иной порядок легализации документов, подтверждающих резидентство, то применяется указанный порядок.
Исходя из вышеуказанного положения Налогового кодекса, Налоговым комитетом МФ РК в целях упрощения процедуры применения сертификата резидентства в августе 2013 г. направлены проекты Меморандумов о взаимопонимании касательно применения Конвенции об избежании двойного налогообложения в государства-члены Содружества Независимых Государств, на которые распространяется действие Гаагской конвенции (Российскую Федерацию, Республику Беларусь, Республику Азербайджан, Республику Армения, Грузию, Кыргызскую Республику, Республику Узбекистан, Украина). В указанных проектах Меморандумов предлагается признание резидентства производить на основании оригинала или нотариально засвидетельствованной иностранным нотариусом копии документа, подтверждающего резидентство, без проведения процедуры легализации такого документа.
В ответ на указанное письмо НК МФ РК Федеральная Налоговая служба Российской Федерации выразила позицию, что придерживается позиции о неприменении положений Кишиневской (Минской) конвенции к налоговым правоотношениям и неприемлемости для Российской Федерации урегулирования вопроса путем заключения Меморандума. В связи с чем, ФНС РФ внесла предложение об урегулировании вопроса порядка применения сертификата резидентства путем заключения Протокола о внесении изменений и дополнений в Конвенцию между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал. В настоящее время Министерством финансов Республики Казахстан проводится работа по организации переговоров с Министерством финансов Российской Федерации по дополнению вышеназванной Конвенции нормой о взаимном признании документа, подтверждающего резидентство, в оригинале или нотариально засвидетельствованной иностранным нотариусом копии документа, без легализации подписи и печати органа, выдавшего и за верившего данный документ.
Аналогично Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь выразило позицию о нераспространении положений Кишиневской конвенции к налоговым правоотношениям и необходимости решения вопроса путем заключения Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество. В связи с чем, в ноябре т.г. с Республикой Беларусь проведен первый раунд переговоров по внесению изменений и дополнений в вышеназванное Соглашение, в ходе которого достигнута договоренность о включении в указанный Протокол нормы о взаимном признании документа, подтверждающего резидентство, в оригинале без легализации подписи и печати органа, выдавшего и заверившего данный документ. Следует отметить, что Республика Беларусь в целях применения Соглашения применяет только оригиналы документов, подтверждающих резиденство.
В настоящее время текст проекта Меморандума с Республикой Армения прошел внутригосударственное согласование в Армении и находится на внутриведомственном согласовании в Республике Казахстан.
В Украине проект Меморандума находится на согласовании в Министерстве юстиции Украины.
При этом от Налоговых служб Республики Узбекистан и Республики Азербайджан получены ответы относительно применения в указанных странах положений Кишиневской (Минской) конвенции к налоговым правоотношениям. В связи с чем, НК МФ РК будет продолжена работа с налоговыми службами указанных государств по вопросу порядка легализации документов, подтверждающих резидентство.
28 декабря т.г. получен ответ от Министерства экономики Кыргызской Республики, в котором указанным министерством выражается готовность заключения Меморандума. В связи с чем, с Кыргызской Республикой будет продолжена работа в данном направлении.
Ответ от налоговой службы Грузии до сегодняшнего дня не получен.
Заместитель Председателя
Налогового комитета
Министерства финансов
Республики Казахстан Т.Ботаканова |
В связи с этим складывается интересная ситуация. Формально, заняв такую позицию, НК должен потребовать от налогоплательщиков, применявших конвенции по неапостилированным документам, пересчета и доплаты налога за последние 5 лет. Очень вероятно, что это вызовет волну негодования со стороны налогоплательщиков. Хорошо, что ведется работа для отмены необходимости легализации в будущем, но, к сожалению, в письме нет ничего о дальнейших действиях по прошедшим периодам. И чего теперь ждать?
|
|
За помощь кликните ′Спасибо′ →
|
|
|
|
#18 Вс Авг 17, 2014 02:31:54 Сказали Спасибо❤
|
|
|
Автор письма: Налоговый Комитет МФ РК
Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан, рассмотрев Ваше письмо от 21.01.2014 г. № 48-01/14, в дополнение к письму от 8.01.2014 г. № НК-13-ЮЛ-Е-883-НК-17, сообщает, что придерживается позиции о неприменимости Кишиневской (Минской) конвенции к налоговым правоотношениям.
По первому вопросу.
В проектах как Протоколов о внесении изменений и дополнений в Конвенции об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество, так и Меморандумов о взаимопонимании касательно применения Конвенции об избежании двойного налогообложения казахстанской стороной предлагается норма о ретроспективном распространении вышеуказанных документов на отношения, возникшие в течение срока исковой давности до вступления в силу указанных документов.
По второму и третьему вопросам.
Согласно п. 3 ст. 212 Налогового кодекса международный договор применяется при условии представления нерезидентом налоговому агенту документа, подтверждающего резидентство, соответствующего требованиям п. 4 и 5 ст. 219 Налогового кодекса.
При этом п. 5 ст. 219 Налогового кодекса предусмотрено, что подпись и печать органа, заверившего документ, подтверждающий резидентство нерезидента, подлежат дипломатической или консульской легализации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Таким образом, поскольку положения Кишиневской (Минской) конвенций не применимы к налоговым правоотношениям, в случае представления резидентами стран-участниц Кишиневской (Минской) конвенций в нарушение требований п. 5 ст. 219 Налогового кодекса документов, подтверждающих резидентство нерезидента без соответствующей легализации (апостилирования), налоговый агент обязан удержать подоходный налог у источника выплаты в соответствии со ст. 193 Налогового кодекса.
По четвертому вопросу.
Учитывая сложившуюся практику применения Кишиневской (Минской) конвенций в отдельных странах, Налоговым департаментам по областям, гг. Астана, Алматы дано поручение до введения в действие в установленном порядке Протоколов и Меморандумов, в случае представления налоговыми агентами в ходе налогового контроля сертификатов резидентства, выданных компетентными органами стран-участниц Кишиневской (Минской) конвенций, представленных нерезидентами налоговым агентам в сроки, установленные п. 3 ст. 212 Налогового кодекса, но без соответствующей легализации (апостилирования), в обязательном порядке направлять запросы в компетентные органы соответствующего иностранного государства с целью подтверждения резидентства нерезидента.
Заместитель Председателя
Налогового комитета
Министерства финансов
Республики Казахстан Т.Ботаканова
|
|
За помощь кликните ′Спасибо′ →
|
|
|
|
|
За помощь кликните ′Спасибо′ →
|
|
|
|
Cайт взаимодействует с файлами cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера. 2006-2024 Hosting hoster.kz
|