» Казахстанский Бухгалтерский форум www.balans.kz

Где можно взять систему оценки рисков для налоговых проверок. Кто попадает в группу риска?

 
Показать сообщения:
Начиная со старых .::. Начиная с новых


Автор: danna123
Добавлено: #1  Ср Июл 01, 2015 18:05:47
Заголовок сообщения: Где можно взять систему оценки рисков для налоговых проверок. Кто попадает в группу риска?

База знаний http://balans.kz/viewtopic.php?p=611023#611023

Где можно взять систему оценки рисков для налоговых проверок. Кто попадает в группу риска?

Учредителя не хотят попадать под проверки и готовы платить налоги чтоб не попасть под проверку, но вопрос какая должна быть нагрузка и по каким критериям?



Автор: Таньчик
Добавлено: #2  Ср Июл 01, 2015 23:40:55
Заголовок сообщения:

danna123 говорит:
Где можно взять систему оценки рисков для налоговых проверок. Кто попадает в группу риска?


Система управления рисками (СУР) и расчет коэффициента налоговой нагрузки
(по состоянию на 1 января 2014 года)
Сауле Муслимова, Член Палаты налоговых консультантов РК
Источник: ИС Параграф
СУР И РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТА НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ

Цель применения органами налоговой службы системы управления рисками
Оценка показателей деятельности плательщика НДС с использованием критериев СУР по НДС
Оценка показателей деятельности налогоплательщика для проведения плановых налоговых проверок
Коэффициенты налоговой нагрузки
Критерии оценки степени рисков
Пример расчета коэффициента налоговой нагрузки
Частью системы управления рисками является камеральный контроль


Цель применения органами налоговой службы системы управления рисками

В соответствии с пунктом 1 статьи 625 Налогового кодекса, система управления рисками (далее - СУР) основана на оценке рисков и включает меры, вырабатываемые и (или) применяемые органами налоговой службы в целях выявления и предупреждения риска.
Риск - это вероятность неисполнения и (или) неполного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком (налоговым агентом), которые могли и (или) могут нанести ущерб государству.

Целью применения органами налоговой службы СУР являются:
1) сосредоточение внимания на сферах повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;
2) увеличение возможностей по выявлению нарушений в сфере налогообложения.
Согласно пункту 4 статьи 625 Налогового кодекса, система управления рисками используется при осуществлении налогового контроля, в том числе с целью:
1) отбора налогоплательщиков (налоговых агентов) для проведения налоговых проверок;
1-1) подтверждения суммы превышения налога на добавленную стоимость, подлежащего возврату;
1-2) определения степени риска нарушения, выявленного по результатам камерального контроля.
При этом внесены изменения и дополнения в статью 625 Налогового кодекса и в статью 13 Закона РК «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан», предусматривающие конфиденциальность критериев оценки степени рисков, указанных в подпунктах 1) и 1-2) данного пункта, за исключением критериев, утверждаемых уполномоченным органом совместно с уполномоченным государственным органом по предпринимательству;
2) определения права на упрощенный порядок возврата суммы превышения налога на добавленную стоимость с учетом положений статьи 274 Налогового кодекса.
Система управления рисками может осуществляться с применением информационной системы управления рисками налоговых органов, которая в этой части и являются конфиденциальной. Работники органов налоговой службы обязаны сохранять тайну сведений о налогоплательщике (налоговом агенте), полученных в ходе камерального контроля, и имеют право предоставлять данную информацию в порядке, установленном Налоговым кодексом.

Оценка показателей деятельности плательщика НДС с использованием критериев СУР по НДС

Согласно пункту 7 статьи 625 Налогового кодекса РК критерии степени риска и порядок применения системы управления рисками в целях подтверждения суммы превышения налога на добавленную стоимость, предъявленной к возврату, определяются Правительством РК.
При этом, правила применения системы управления рисками в целях подтверждения суммы превышения налога на добавленную стоимость, предъявленной к возврату утверждены постановлением Правительства РК № 279. Данные Правила применяются исключительно при проведении тематических проверок по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату на основании требования о возврате, указанного в декларации по НДС (далее - требование о возврате).

При поступлении от плательщика НДС требования о возврате превышения НДС налоговому органу в соответствии с положениями налогового законодательства, начинается процедура проведения тематической налоговой проверки по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату.
Одновременно, показатели деятельности плательщика НДС, представившего требование о возврате превышения НДС, подлежат оценке с использованием критериев СУР по НДС, утвержденных указанным постановлением Правительством Республики Казахстан (далее - критерии).

При этом, разработаны следующие Критерии степени риска в соответствии со статьей 625 Налогового кодекса РК и утверждены постановлением Правительства РК от 27 марта 2013 года № 279:

№ п/п
Наименование критерия
Количество баллов
1.
Коэффициент налоговой нагрузки (далее - КНН) налогоплательщика ниже среднеотраслевого значения КНН
25
2.
Отражение налогоплательщиком убытка на протяжении трех последовательных лет
10
3.
Постоянное превышение зачета по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за последние 3 года
5
4.
Представление за двенадцатимесячный период, предшествующий дате представления требования о возврате, указанного в декларации по НДС (далее - требование о возврате), и (или) налогового заявления о возврате превышения НДС (далее - налоговое заявление о возврате), дополнительной отчетности по НДС на уменьшение более двух раз
10
5.
Налогоплательщик длительное время (более трех лет) не подвергался комплексной налоговой проверке
5
6.
Наличие взаиморасчетов с взаимосвязанными сторонами за последние 3 года
5
7.
Осуществление сделок за последние 5 лет с:
- лжепредприятиями;
налогоплательщиками, не представляющими или представляющими нулевую налоговую отчетность;
- бездействующими налогоплательщиками;
- ликвидированными налогоплательщиками;
- налогоплательщиками, снятыми с учета по НДС;
- налогоплательщиками-банкротами
35
8.
Осуществление деятельности в сферах, в которых существует вероятность неисполнения и (или) неполного исполнения налогового обязательства (строительство, торговля), согласно регистрационным данным
10
9.
Наличие в двенадцатимесячном периоде, предшествующем дате представления требования о возврате и (или) налогового заявления о возврате, подтвержденных нарушений, выявленных по результатам камерального контроля по НДС
5
10.
Реализация товаров, работ, услуг по ценам ниже цены приобретения (по имеющейся информации, в т.ч. по результатам предыдущих налоговых проверок) за последние 5 лет
10
11.
Наличие в двенадцатимесячном периоде, предшествующем дате представления требования о возврате и (или) налогового заявления о возврате, выставленного уведомления № 10
5
12.
Наличие в двенадцатимесячном периоде, предшествующем дате представления требования о возврате и (или) налогового заявления о возврате, одного или нескольких из следующих фактов: представление первоначальной декларации по НДС, содержащей требование о возврате превышения НДС; перерегистрация налогоплательщика; смена места нахождения налогоплательщика
10
13.
Наличие одного из следующих фактов:
учредителями являются физические лица-нерезиденты;
в двенадцатимесячном периоде, предшествующем дате представления требования о возврате и (или) налогового заявления о возврате, численность работников составляет не более двух человек;
отсутствуют объекты обложения налогом на имущество, земельным налогом за налоговый период по указанным видам налогов, предшествующий дате представления требования о возврате и (или) налогового заявления о возврате
10

Проведение обязательных встречных проверок производится только по тем непосредственным поставщикам, у которых выявлены расхождения по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».
При этом, аналитический отчет «Пирамида» - это результаты контроля, осуществляемого органами налоговой службы на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость.
Пунктом 9 статьи 635 Налогового кодекса РК не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки, если:
не получены ответы на запросы на проведение встречных проверок для подтверждения достоверности взаиморасчетов с поставщиком;
поставщиком проверяемого налогоплательщика не устранены нарушения, выявленные при проведении встречных проверок по ранее направленным запросам;
не подтверждена достоверность сумм налога на добавленную стоимость по крупному налогоплательщику, подлежащему мониторингу, на основании полученных ответов органа налоговой службы по ранее направленным запросам.
Не производится возврат НДС также, если:
не подтверждена достоверность сумм НДС;
не подтверждена достоверность сумм НДС в связи с невозможностью проведения встречной проверки, в том числе по причине:
отсутствия поставщика по месту нахождения;
утраты учетной документации поставщика.

По оборотам, совершенным после 1 января 2009 года возврат НДС производится при условии отражения в очередной декларации по НДС требования о возврате НДС.
Напомним налогоплательщикам, что в соответствии положений Налогового кодекса РК и Закона о введении Налогового кодекса РК производится возврат «дебетового сальдо» по НДС по оборотам по не нулевой ставке, если в очередной декларации отражено требование о возврате НДС:
с 1 июля 2009 по 1 июля 2010 года в пределах сумм НДС, отнесенного в зачет в части уплаченного НДС при импорте товаров и по вводимым в эксплуатацию основным средствам, инвестициям в недвижимость, приобретенным биологическим активам (в рамках Таможенного Союза не предусмотрен).
с 1 июля 2009 по настоящее время (2014 год) в части превышения НДС, отнесенного в зачет уплаченного при приобретении работ, услуг от нерезидента, не являющегося плательщиком НДС в Республике Казахстан и не осуществляющего деятельность через филиал, представительство в соответствии со статьей 241 Налогового кодекса (в рамках Таможенного союза с 1 июля 2010 года).

А превышение НДС по оборотам, облагаемым по нулевой ставке совершенным после 1 января 2009 года при условии отражения в очередной декларации по НДС требования о возврате НДС (в рамках Таможенного союза с 1 июля 2010 года).


Оценка показателей деятельности налогоплательщика для проведения плановых налоговых проверок

Согласно пункту 1 статьи 625 Налогового кодекса, разработанная органами налоговой службы система управления рисками (далее по тексту - СУР) позволяет на уровне камерального контроля определять Компании, подпадающие в категорию риска и подлежащие документальным плановым проверкам в первую очередь.
Также, налоговыми органами разработаны баллы по критериям риска, которые суммируются для определения общего суммарного итога по всем критериям. Результаты общего суммарного итога по всем критериям риска используются для определения (дифференциации) налогоплательщиков по степени рисков.
Критерии разработаны для отнесения налогоплательщиков к степени риска с целью отбора действующих налогоплательщиков в разрезе регионов для проведения плановых налоговых проверок.
Критерии оценки степени риска утверждены Совместным приказом Министра финансов РК от 16 сентября 2011 года № 468 и Приказом Министра экономики и бюджетного планирования РК от 16 сентября 2011 года № 302 «Об утверждении Критериев оценки степени рисков в сфере частного предпринимательства по вопросам исполнения норм налогового законодательства, а также иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на органы налоговой службы».
Данные Критерии не распространяются на следующих налогоплательщиков:
1) некоммерческие организации, представляющие декларацию по КПН по форме 130.00;
2)организации, осуществляющие деятельность в социальной сфере и представляющие декларации по КПН по формам 140.00;
3) индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, представляющие декларации формы 910.00 и расчет сумм патента формы 911;
4) юридических лиц, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации по форме 910.00.
Не допускается проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства в течение трех лет со дня государственной регистрации (кроме созданных юридических лиц в порядке реорганизации и правопреемников реорганизованных юридических лиц).

Коэффициенты налоговой нагрузки

Критерии оценки степени риска утверждены Совместным приказом Министра финансов РК от 16 сентября 2011 года № 468 и Приказом Министра экономики и бюджетного планирования РК от 16 сентября 2011 года № 302 «Об утверждении Критериев оценки степени рисков в сфере частного предпринимательства по вопросам исполнения норм налогового законодательства, а также иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на органы налоговой службы» (далее - Совместный приказ).
При этом, в целях реализации пункта 4 статьи 13 Закона РК от 6 января 2011 года «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» критерии, разработаны для отнесения налогоплательщиков к степени риска с целью отбора действующих налогоплательщиков в разрезе регионов для проведения плановых налоговых проверок.

Расчет коэффициента налоговой нагрузки (далее - КНН) определяется по начисленным налогам и другим обязательным платежам в бюджет, за исключением таможенных платежей, в соответствии с методикой расчета коэффициента налоговой нагрузки.
При этом, КНН определяется как отношение начисленных сумм налоговых поступлений, без таможенных платежей к совокупному годовому доходу (СГД) до корректировки:

КНН = _N_, где
V
N - начисленная сумма налогов и обязательных платежей в бюджет (по данным лицевых счетов, с учетом сумм, доначисленных в бюджет по результатам актов налоговых проверок и не обжалованных) без учета таможенных налогов и платежей;
V - совокупный годовой доход до корректировки, определяемый по декларации КПН.
При этом, по налогоплательщикам, по которым проведен возврат НДС, из налоговых поступлений находящихся в компетенции НК МФ РК исключаются начисленные суммы НДС (по КБК 105101).
При определении степени риска налогоплательщиков (повышенного, среднего, малозначительного) в зависимости от определенных критерий риска указанным Совместным приказом присваиваются баллы.

Дифференциация налогоплательщиков по степени рисков осуществляется следующим образом:
высокая степень риска - от 100 баллов (включительно) и выше;
средняя степень риска - от 50 (включительно) до 100 баллов;
незначительная степень риска - до 50 баллов.


Критерии оценки степени рисков

Предусмотренные Совместным приказом Критерии оценки степени рисков следующие:
1) коэффициент налоговой нагрузки налогоплательщика ниже среднеотраслевого значения коэффициента налоговой нагрузки согласно приложениям 1 и 2 к настоящим Критериям:
менее чем на 25% - 5 баллов;
от 25% до 50% - 10 баллов;
от 50% до 75% - 20 баллов;
более чем на 75% - 50 баллов.
Расчет коэффициента налоговой нагрузки определяется по начисленным налогам и другим обязательным платежам в бюджет, за исключением таможенных платежей, в соответствии с методикой расчета коэффициента налоговой нагрузки;
Среднеотраслевые значения налоговой нагрузки на 2013г. определены НК МФ РК централизовано, по итогам 2013 года программой ИК МПС.

2) осуществление сомнительных сделок с лжепредприятиями, бездействующими налогоплательщиками и с налогоплательщиками, регистрации которых судами признаны недействительными, а также сделок, совершение которых признано судом осуществленными без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность:
если сумма сделок до 500 тысяч тенге - 5 баллов;
если сумма сделок от 500 тысяч тенге до 10 миллионов тенге - 20 баллов;
если сумма сделок свыше 10 миллионов тенге - 60 баллов;
Данный показатель разработан на основе аналитического отчета «Пирамиды» взаиморасчетов.
Аналитический отчет «Пирамида» - это результаты контроля, осуществляемого органами налоговой службы на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость.

3) выписка счетов-фактур при представлении налоговой отчетности по корпоративному (индивидуальному) подоходному налогу и (или) налогу на добавленную стоимость с нулевыми показателями:
расхождение между оборотом, указанным в декларации по налогу на добавленную стоимость (доходом от реализации товаров (работ, услуг), указанным в декларации по корпоративному (индивидуальному) подоходному налогу), и суммой, указанной в выписанных счетах-фактурах, до 500 тысяч тенге - 5 баллов;
от 500 тысяч тенге до 10 миллионов тенге - 10 баллов;
свыше 10 миллионов тенге - 50 баллов;
Показатели данных критерий разработаны на основе аналитического отчета Пирамида взаиморасчетов по плательщикам НДС. По неплательщикам НДС- согласно данных камерального контроля сведений отраженных в реестрах счетов-фактур и приложения по КПН.

4) соотношение фонда оплаты труда к совокупному годовому доходу:
менее 0,1% - 50 баллов;
от 0,1% до 0,5% - 30 баллов;
более 0,5% до 1% - 10 баллов;
Показатели данных критерий разработаны на основе данных камерального контроля декларации по КПН формы 100.00 и декларации по ИПН и социальному налогу формы 200.00, 210.00.
5) соотношение активов налогоплательщика к совокупному годовому доходу:
менее 0,1% - 50 баллов;
от 0,1% до 0,5% - 30 баллов;
более 0,5% до 1% - 10 баллов.
Показатели данных критерий разработаны на основе сведений о компонентах годовой финансовой отчетности приложенных к Декларации по КПН.

Критерии, указанные в пунктах 4 (Соотношение фонда оплаты труда к совокупному годовому доходу) и 5 (Соотношение активов налогоплательщика к совокупному годовому доходу) в отношении индивидуальных предпринимателей не применяются;

6) если руководитель и (или) учредитель, индивидуальный предприниматель является руководителем и (или) учредителем бездействующих налогоплательщиков и предприятий, регистрация которых судами признаны недействительными, а также налогоплательщиков, сделки которых признаны судом заключенными без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность:
руководитель и (или) учредитель, индивидуальный предприниматель является руководителем и (или) учредителем бездействующих налогоплательщиков - 10 баллов;
руководитель и (или) учредитель, индивидуальный предприниматель является руководителем и (или) учредителем предприятий, регистрация которых признаны недействительными - 20 баллов;
руководитель и (или) учредитель, индивидуальный предприниматель является руководителем и (или) учредителем налогоплательщиков, сделки которых признаны судом заключенными без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность - 30 баллов;
Учредитель или руководитель является ли учредителем или руководителем лжепредприятия или бездействующего налогоплательщика определяется по источнику информации - это ИС ИНИС РК.

7) снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах два и более раз в году (снятие с учета с одного налогового департамента и постановка на учет в другой налоговый департамент) - 30 баллов.
Показатели данных критерий разработаны на основе данных программы УВК и выявленных сведений по перерегистрации плательщиков НДС.

По каждому критерию риска, как указаны выше, присваиваются соответствующие баллы, имеющие предельный размер и устанавливаемые уполномоченным органом, осуществляющим налоговый контроль.
Баллы по критериям риска суммируются для определения общего суммарного итога по всем критериям.
Результаты суммарного итога по всем критериям риска используются для дифференциации налогоплательщиков по степени рисков.

Общее количество налогоплательщиков, включаемых в план налоговых проверок, распределяется следующим образом:
1) не более 80 % от общего количества налогоплательщиков, включаемых в план налоговых проверок, должны относиться к налогоплательщикам, отнесенным к высокой степени риска;
2) 15 % - к налогоплательщикам, отнесенным к средней степени риска, или более 15 % в случае отсутствия полного отбора налогоплательщиков, отнесенных к высокой степени рисков;
3) не более 5 % - к налогоплательщикам, отнесенным к незначительной степени риска.

Отбор налогоплательщиков на проведение плановой налоговой проверки внутри одной группы риска осуществляется по следующим принципам:
1) совокупный годовой доход составляет 1 миллион тенге и более;
2) наибольшая сумма присвоенных баллов;
3) в случае одинаковой суммы присвоенных баллов, для проверки отбирается налогоплательщик, имеющий больший размер совокупного годового дохода;
4) в случае одинаковой суммы присвоенных баллов, а также одинакового размера совокупного годового дохода, в план проверок включается налогоплательщик, имеющий наибольший не проверенный налоговый период.

Крупные налогоплательщики, подлежащие мониторингу, включаются в план налоговых проверок, независимо от применения критериев оценки степени рисков, предусмотренных выше данных Критериев.
Общий порядок формирования НК МФ РК перечня налогоплательщиков для проведения плановых проверок состоит в следующем.
При этом, формируется перечень всех юридических лиц (в том числе нерезиденты), действующие в общеустановленном режиме (представляющие формы 100.00., 110.00, 150.00, 220.00):
Отбор крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу, для проведения налоговых проверок осуществляется в разрезе регионов исходя из штатной численности структурных подразделений налоговых органов, осуществляющих налоговые проверки, и количества работников, имеющих соответствующий опыт проведения таких проверок, по следующим критериям:
1) налоговый период, не охваченный проверкой, составляет 4 и более лет;
2) в случае, если в отдельном регионе в результате отбора подлежит проверке значительное количество крупных налогоплательщиков, приоритет для проведения проверки необходимо отдавать крупным налогоплательщикам, имеющим наибольший размер совокупного годового дохода.

Приложение 1
Коэффициент
налоговой нагрузки по видам экономической деятельности по юридическим лицам (без учета крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу)


Наименование
Среднеотраслевое
значение КНН*, %
1
Сельское, лесное и рыбное хозяйство
4,2
2
Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров
15,0
3
Обрабатывающая промышленность
6,2
4
Электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование
5,2
5
Водоснабжение, канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов
7,7
6
Строительство
5,1
7
Оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов
1,9
8
Транспорт и складирование
6,1
9
Услуги по проживанию и питанию
7,8
10
Информация и связь
9,1
11
Финансовая и страховая деятельность
5,0
12
Операции с недвижимым имуществом
7,1
13
Профессиональная, научная и техническая деятельность
12,7
14
Деятельность в области административного и вспомогательного обслуживания
10,5
15
Государственное управление и оборона, обязательное социальное обеспечение
11,8
16
Образование
14,5
17
Здравоохранение и социальные услуги
8,6
18
Искусство, развлечения и отдых
13,0
19
Представление прочих видов услуг
9,0
20
Деятельность домашних хозяйств, нанимающих домашнюю прислугу и производящих товары и услуги для собственного потребления
2,1
21
Деятельность экстерриториальных организаций и органов
44,5
* Коэффициент налоговой нагрузки

Приложение 2
Коэффициент
налоговой нагрузки по видам экономической деятельности по индивидуальным предпринимателям, осуществляющим расчеты с бюджетом в общеустановленном порядке


Наименование
Среднеотраслевое значение КНН*, %
1
Сельское, лесное и рыбное хозяйство
2,6
2
Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров
12,2
3
Обрабатывающая промышленность
2,5
4
Электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование
3,5
5
Водоснабжение, канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов
4,1
6
Строительство
2,4
7
Оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов
0,9
8
Транспорт и складирование
1,0
9
Услуги по проживанию и питанию
2,6
10
Информация и связь
1,8
11
Финансовая и страховая деятельность
3,1
12
Операции с недвижимым имуществом
4,3
13
Профессиональная, научная и техническая деятельность
4,5
14
Деятельность в области административного и вспомогательного обслуживания
2,8
15
Государственное управление и оборона, обязательное социальное обеспечение
9,6
16
Образование
1,0
17
Здравоохранение и социальные услуги
5,0
18
Искусство, развлечения и отдых
3,5
19
Предоставление прочих видов услуг
2,0
20
Деятельность домашних хозяйств, нанимающих домашнюю прислугу и производящих товары и услуги для собственного потребления
17,4
21
Деятельность экстерриториальных организаций и органов
3,3
* Коэффициент налоговой нагрузки


Пример расчета коэффициента налоговой нагрузки

Рассмотрим на примере одной Компании критерии оценки степени рисков.
У Компании «Керемет» основными видами деятельности являются (операции с недвижимым имуществом, сдача в аренду имущества, предоставление услуг потребителям). По итогам финансово-хозяйственной деятельности Компания «Керемет» в декларации по КПН за 2013 год (ф. 100.00) отразила суммы СГД в размере 25,1 млн тенге, вычеты в сумме 26,5 млн тенге, убыток составил 1,4 млн тенге (25,1 - 26,5). Имеет активы на сумму 15,0 млн тенге. Начислены налоги в размере 0,80 млн тенге, сумма обязательных платежей в бюджет исчислена в размере 0,20 тыс. тенге.
1. КНН определяем в соответствии с методикой расчета КНН по формуле:
КНН = _N_,
V
= (1,00 / 25,1 × 100) = 3,98%

N - в данном примере сумма налогов - 0,80 тыс. тенге, сумма обязательных платежей в бюджет - 0,20 тыс. тенге;
V - в данном примере СГД без вычетов - 25,1 млн тенге.

По Компании «Керемет» коэффициент налоговой нагрузки составляет 3,98%;

Затем рассчитываем, насколько % КНН ниже среднеотраслевого значения КНН отраженного в Приложении по видам деятельности Компании «Керемет.
В данном примере КНН получился ниже среднеотраслевого значения КНН на 70,07% согласно расчету (100% - (3,98 / 13,3 × 100)) = 70,07%.
При КНН ниже среднеотраслевого значения КНН от 50 до 75%, дает 30 критических баллов;
2. У Компании «Керемет» по камеральному контролю была выявлена сделка с лжепредприятием на сумму 11 млн тенге, так как, сумма фиктивных сделок свыше 10 млн тенге, то к Компании добавляются 60 критических баллов;
3. Компания «Керемет» имеет активы на сумму 15,0 млн тенге - 15,0 / 25,1 = 0,59%, при соотношении активов к СГД более 0,5% до 1% - 10 баллов.
При определении общего суммарного итога по Компании «Керемет» подсчитано 100 критических баллов (30 + 60 + 10), то есть, Компания подпадает под высокую степень риска - от 100 баллов (включительно) и выше.
Также, Компания «Керемет» имеет другой критерий оценки степени риска:
- три года подряд показывает убыток в налоговом учете, согласно декларациям по КПН. Это привлекает внимание налоговых органов и вызывает вопрос: «Почему при наличии убытков, Компания не приостановила деятельность, а продолжает убыточно работать?».
Таким образом, вышеперечисленные критерии оценки степени рисков дают основания налоговым органам включить Компанию «Керемет» в план налоговых проверок.

Частью системы управления рисками является камеральный контроль

Целью камерального контроля является предоставление налогоплательщику права самостоятельного устранения нарушений в налоговой отчетности, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля.
Камеральный контроль проводится путем сопоставления данных:
1) налоговой отчетности;
2) налогового заявления на возврат;
3) сведений иных государственных органов об объектах налогообложения;
4) сведений, полученных из различных источников информации, по деятельности налогоплательщика.
Камеральный контроль осуществляется в течение срока исковой давности 5 лет.

С 1 января 2014 года предусмотрен дополнительный подпункт 1-2) пункта 4 статьи 625 Налогового кодекса РК в том, что система управления рисками используется при осуществлении налогового контроля, в том числе с целью определения степени риска нарушения, выявленного по результатам камерального контроля.

При этом, согласно статье 587 Налогового кодекса РК результаты камерального контроля подразделены в зависимости от степени риска. При этом, обязательным является для исполнения при нарушениях с высокой степенью риска оформленное уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений.
А по нарушениям со средней степенью риска выписывается извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений. Данное извещение по форме установленной уполномоченным органом, направляется налогоплательщику в срок, не позднее 10 рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности, для сведения и не является обязательным для исполнения.
На нарушения с незначительной степенью риска, выявленные по результатам камерального контроля не оформляется уведомление или извещение.

Проведение камерального контроля не должно приостанавливать деятельность налогоплательщика.
Электронный камеральный контроль проводимый налоговыми органами налоговой отчетности по НДС и КПН позволяет анализировать налоговую отчетность по нескольким пунктам проверок и оперативно выявлять ошибки, допускаемые налогоплательщиками в налоговых отчетностях или схемы уклонения от уплаты налогов путем создания фирм однодневок, занижения объемов реализации, факты выписки фиктивных счетов - фактур ликвидированными предприятиями, отнесение в зачет НДС по счетам -фактурам несуществующих налогоплательщиков.
Как было выше отмечено, в случае выявления нарушений высокого риска по результатам камерального контроля оформляется уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений.

Уведомления за нарушения по результатам камерального контроля для самостоятельного устранения не вручаются во время проведении комплексных и тематических проверок, а также при рассмотрении жалобы на уведомление о результатах налоговой проверки. Так как эти нарушения будут учтены в ходе проверки или обжалования.
Вручение налогоплательщику (налоговому агенту) уведомления производится лично под роспись или по почте заказным письмом с уведомлением или электронным способом.
При этом уведомление, направленное по почте заказным письмом с уведомлением, считается врученным налогоплательщику (налоговому агенту) - с даты отметки налогоплательщиком (налоговым агентом) в уведомлении почтовой или иной организации связи, направленное электронное уведомление налоговых органов считается врученным налогоплательщику (налоговому агенту) с даты доставки уведомления органом налоговой службы в веб-приложение: «Кабинет налогоплательщика».

Исполнение уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, осуществляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение 30 рабочих дней со дня его вручения (получения).
Исполнением уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, признается представление налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения, или пояснение по ним, соответствующее требованиям, налогового законодательства.
В случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями налогоплательщик (налоговый агент) представляет в органы налоговой службы путем составления дополнительной налоговой отчетности с отметками ячеек «Дополнительная по уведомлению» с обязательным заполнением строки «Номер и дата уведомления». При этом в дополнительной налоговой отчетности по соответствующим строкам указывается только сумма выявленной разницы по сравнению с ранее представленной налоговой отчетностью.
В случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями налогоплательщик представляет в органы налоговой службы пояснение по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе. Пояснение, должно содержать:
1) дату подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом);
2) фамилию, имя и отчество (при его наличии) либо полное наименование лица, представляющего пояснение, его место жительства (место нахождения);
3) идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента);
4) наименование налогового органа, направившего уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля;
5) обстоятельства, являющиеся основанием для несогласия лица, представляющего пояснение, с указанными в уведомлении нарушениями;
6) перечень прилагаемых документов.
В случае если в качестве основания для несогласия лица, представляющего пояснение, с указанными в уведомлении нарушениями указываются подтверждающие документы, то копии таких документов, кроме налоговой отчетности, прилагаются к пояснению.

Неисполнение в установленный срок уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, влечет приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщика.
С приостановлением расходных операций по банковским счетам налогоплательщика (налогового агента) налоговые органы проводят налоговое обследование в соответствии со статьями 558 - 559 Налогового кодекса для подтверждения фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика по юридическому адресу, указанному им в регистрационных данных ИС ИНИС.
Налогоплательщик, не отреагировавший на уведомление налогового органа, несет также и административную ответственность, и включается в список рекомендованных к проверке налогоплательщиков, а также проводятся розыскные мероприятия и материалы, имеющих признаки лжепредпринимательства передаются в органы финансовой полиции для принятия процессуальных решений.
При проведении камерального контроля налоговые органы также осуществляют:
- при выявлении неплательщиков НДС, у которых произошло превышение размера оборота над минимумом оборота:
s не позднее 5-ти рабочих дней со дня выявления направить такому налогоплательщику Уведомление;
s неплательщиком НДС, не позднее 10-ти рабочих дней со дня окончания месяца, в котором возникло превышение минимума оборота, подается в явочном порядке в налоговые органы по месту нахождения налоговое заявление о регистрационном учете по НДС;
- в случае выявления по результатам камерального контроля налогоплательщика, не представляющего налоговую отчетность по НДС по истечении 6 месяцев после установленного срока ее представления, а также выявления фактического отсутствия плательщика НДС по месту нахождения, снимает таких плательщиков с регистрационного учета по НДС;
- в случае выявления органами налоговой службы по результатам камерального контроля нарушений по вопросам определения налогового обязательства по операциям с налогоплательщиком, признанным лжепредприятием, и (или) по сделке (сделкам), совершение которой (которых) признано судом осуществленными без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, не проводятся внеплановые налоговые проверки по данным вопросам за налоговый период, в котором совершены такие операции и (или) сделка (сделки), до направления налогоплательщику уведомления об устранении нарушений, выявленных органами налоговой службы по результатам камерального контроля, и истечения срока, установленного пунктом 2 статьи 608 Налогового кодекса (30 рабочих дней).



Автор: Ирина Локтионова
Добавлено: #3  Чт Июл 02, 2015 00:59:07
Заголовок сообщения:

Вот новость от 27 марта 2015 г.
Цитата:
АСТАНА, 27 мар - ИА Новости-Казахстан. Выборочные налоговые проверки недобросовестных предпринимателей начнутся в Казахстане в 2015 году, сообщил руководитель управления аудита комитета государственных доходов Минфина Казахстана Серик Айсин.

"С 1 января 2015 года проверки должны подвергаться только те предприниматели, у которых действительно высокая вероятность нарушения законодательства. Вводится новый вид проверки - выборочная налоговая проверка, которая осуществляется в соответствии с системой управления рисками. Выборочные налоговые проверки будут осуществляться только в отношении недобросовестных налогоплательщиков с применением новой системы управления рисками", - сообщил Айсин в ходе круглого стола на тему: «О порядке проведения проверок органами государственных доходов».

Он отметил, что пока данные проверки не производятся в связи с тем, что система управления рисками (СУР) еще отрабатывается.

"Система управления рисками носит накопительный характер. В нее стекается много информации, после идет ранжирование по степени рисков. По достижению определенной красной линии только тогда начинаются проверки", - пояснил глава управления.

Применение системы управления рисками, по его словам, позволит проводить точечные проверки только недобросовестных субъектов частного предпринимательства, что сократит количество налоговых проверок.

"В отношении субъектов малого предпринимательства в течение трех лет с момента регистрации не будут проводиться выборочные проверки. Эти проверки не будут внезапными. Часа икс не наступит, сохраняется порядок, когда за 30 календарных дней будет направлено извещение. Планируем отработку и обсуждение методики СУР закончить до конца первого полугодия этого года", - заключил Айсин.

Возникает вопрос: утверждена ли уже новая методика СУР, о которой говорил Серик Айсин? Я не нашла.



Автор: danna123
Добавлено: #4  Пт Сен 11, 2015 17:40:43
Заголовок сообщения:

Добрый вечер, уважаемые форумчане!
Есть ли у кого нибудь новости по этой теме?



Автор: Pietr Tikhonov
Добавлено: #5  Вс Сен 13, 2015 01:42:51
Заголовок сообщения:

Рита говорит:
утверждена ли уже новая методика СУР, о которой говорил Серик Айсин?
Может быть и утверждена, но явно не опубликована.
danna123 говорит:
Есть ли у кого нибудь новости по этой теме?
К сожалению нет.


Автор: Даночка
Добавлено: #6  Вт Янв 12, 2016 10:38:52
Заголовок сообщения:

то же интересует этот вопрос


Автор: Дариюша
Добавлено: #7  Вт Мар 29, 2016 12:48:48
Заголовок сообщения:

Теперь, Среднеотраслевое значение (КНН) рассчитывается как отношение суммы коэффициентов каждой группы (до 4 знака) ОКЭД к количеству налогоплательщиков данной группы.

Кто нибудь видел новые КНН по отраслям?



Автор: vbnz
Добавлено: #8  Вт Мар 29, 2016 12:59:37
Заголовок сообщения:

Во вложении


Автор: Дариюша
Добавлено: #9  Вт Мар 29, 2016 13:03:04
Заголовок сообщения:

VBNZ, спасибо. Эта таблица у меня есть. Я представляла себе так: например, у нас ОКЭД 4799 и по нему будет стоять КНН, условно говоря, 5..А тут немного невнятно: критерии, приоритеты критериев, количество..


Автор: vbnz
Добавлено: #10  Вт Мар 29, 2016 13:08:13
Заголовок сообщения:

Это?

Добавлено спустя 30 секунд:

ОКэдов нет, но вроде все понятно)



Автор: Дариюша
Добавлено: #11  Вт Мар 29, 2016 13:11:51
Заголовок сообщения:

нет, документ ссылается на: "Действующие Критерии оценки степени рисков утверждены
Совместным приказом Министра финансов Республики Казахстан от 16 сентября 2011 года № 468 и и.о. Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан от 16 сентября 2011 года № 302"
, они уже отменены.

Сейчас действует: Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 691
Об утверждении Правил расчета коэффициента налоговой нагрузки налогоплательщика (налогового агента)

Добавлено спустя 1 минуту 9 секунд:

и "Новые критерии оценки степени рисков за поступлением налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также ОПВ, ОППВ и социальных отчислений" которые вы и скинули))

Добавлено спустя 7 минут 59 секунд:

http://www.kgd.gov.kz/ru/news/news/komitetom-gosudarstvennyh-dohodov-ministerstva-finansov-respubliki-kazahstan-provedena

может это оно? смущает дата публикации 18 декабря 2014 год.



Автор: vbnz
Добавлено: #12  Вт Мар 29, 2016 13:21:36
Заголовок сообщения:

не глянула, спасибо) буду обновлять свою таблицу


Автор: Дариюша
Добавлено: #13  Пт Апр 13, 2018 12:07:44
Заголовок сообщения:

По СУР и КНН в феврале приняли новые приказы, которые уже имеют юридическую силу. Но работать по ним будут. как я понимаю, с 2019 года. Сейчас, весь 2018 г. налоговые органы будут собирать информацию и обрабатывать, чтобы выводить среднеотраслевой КНН и по нему оценивать степени риска по налогоплательщикам


Автор: Айгуль Хусаинова
Добавлено: #14  Пт Апр 13, 2018 15:48:53
Заголовок сообщения:

Здравствуйте. Где найти размеры КНН по отраслям на 2017 год,подскажите? (интересует конкретно оптовая и розничная торговля)
[/b]



Автор: Дариюша
Добавлено: #15  Пт Апр 13, 2018 16:23:16
Заголовок сообщения:

Айгуль Хусаинова, на 2017 год нет КНН. Сведения за 18 год будут собирать, выведут на 1 января 19 г., потом на 1 июля 19 г.


Автор: Айгуль Хусаинова
Добавлено: #16  Пт Апр 13, 2018 17:08:08
Заголовок сообщения:

Дариюша говорит:
на 2017 год нет КНН. Сведения за 18 год будут собирать, выведут на 1 января 19 г., потом на 1 июля 19 г.

Спасибо. Налоговая звонили, сказала 5,9 :unknown: я не могу найти эти данные.... не пойму, они ссылаются на 2016 год?



Автор: Дариюша
Добавлено: #17  Пт Апр 13, 2018 17:10:19
Заголовок сообщения:

зайдите на сайт КГД, набейте в поиске КНН, выйдет старая таблица, актуальная на май 2017 г. там стоят старые цифры


Автор: Айгуль Хусаинова
Добавлено: #18  Пт Апр 13, 2018 17:11:50
Заголовок сообщения:

Дариюша говорит:
зайдите на сайт КГД, набейте в поиске КНН, выйдет старая таблица, актуальная на май 2017 г. там стоят старые цифры

Спасибо



Автор: Айгуль Хусаинова
Добавлено: #19  Пн Апр 16, 2018 10:50:38
Заголовок сообщения:

Скажите, включается ли НДС в числитель при расчете КНН? (если да, то начисленный или уплаченный). Читаю на сайтах, включается, в налоговую звоню - нет говорят.


Автор: Дариюша
Добавлено: #20  Пн Апр 16, 2018 11:10:22
Заголовок сообщения:

Айгуль Хусаинова, НДС исчисленный включается. не включается минусовой по итогам года, и оплаченный при растаможке. Поищите правила от февраля 2018 г. , все вопросы свои разрешите


Автор: Айгуль Хусаинова
Добавлено: #21  Пн Апр 16, 2018 11:18:46
Заголовок сообщения:

Дариюша говорит:
НДС исчисленный включается. не включается минусовой по итогам года, и оплаченный при растаможке. Поищите правила от февраля 2018 г. , все вопросы свои разрешите

Ок, спасибо вам



Автор: Дариюша
Добавлено: #22  Пн Апр 16, 2018 11:33:13
Заголовок сообщения:

Айгуль Хусаинова,жмите кнопочку)


Автор: Ирина Локтионова
Добавлено: #23  Пн Апр 16, 2018 12:24:41
Заголовок сообщения:

Дариюша говорит:
НДС исчисленный включается

Не знаю, как будут считать сейчас, но по вашей ссылке из поста 11 написано:
Цитата:
2. Сумма налогов и платежей фактически поступивших в 2013 году (без учета таможенных платежей и налогов) в бюджет за минусом сумм возврата, осуществленных в 2013 году, по данным лицевых счетов налогоплательщиков с учетом филиалов и структурных подразделений;

То есть КНН считали не по начисленным налогам по данным деклараций, а по уплаченным.

Вообще-то, на мой взгляд, странная методика. Например, если в 2015-2016 г. у предприятия были убытки, в 2016-2017 г. КПН не платили, текущие платежи в 2017 г. тоже, а в 2017 г. большая прибыль, но КПН будет оплачен в 2018 г. И получается, что в 2017 г. КНН низкий, хотя на самом деле это не так.

И, наоборот, если большая переплата по налогам, то она пойдет в расчет КНН, хотя на самом деле начисленные налоги низкие.



Автор: Дариюша
Добавлено: #24  Пн Апр 16, 2018 13:00:19
Заголовок сообщения:

Ирина Локтионова, здравствуйте! я сейчас прикреплю доки, а то могу и наврать нечаянно, как мастер-семиделка :oops: Все заархивировала, надеюсь, так можно. Цифры по КНН (таблица ексель) старая, обратите внимание


Автор: Ирина Локтионова
Добавлено: #25  Ср Апр 18, 2018 00:24:47
Заголовок сообщения:

Дариюша, огромное спасибо за ценную подборку документов!
Просмотрела, действительно много нового, поэтому посчитала целесообразным завести новую тему: http://balans.kz/viewtopic.php?t=63920



  

Служба поддержки WWW.BALANS.KZ